Как известно, такое качество, как трудолюбие нужно формировать у ребенка еще с самого раннего детства. Для развития хорошего отношения ребенка к труду, в семье тоже должно быть отношение к труду на должном уровне. Будет очень хорошо, если малыш уже с ранних лет будет иметь какие-то свои обязанности. Все его заслуги и старания должны объективно оценивать родители, поскольку это повлияет на его дальнейшие неудачи и успехи.
Ребенок должен понимать, что в семье нужно трудиться всем. У каждого члена семьи есть свои обязанности, и он так же, как и все должен принимать в этом участие. Если ребенок почувствует это, то у него будет развиваться чувство ответственности. Труд будет оказывать на него воспитательное воздействие. Не забывайте подчеркивать важность проделанной работы каждого члена семьи для общего блага. От этого ребенок будет лишь гордиться собой.
Наглядно покажите ребенку, как вам приятно выполнять работу по дому. Ваше настроение передастся вашему малышу и вызовет у него желание сделать все самому.
Для приспособления детей к домашнему труду предлагаются следующие правила:
? Как можно раньше приобщайте детей к труду, самостоятельной деятельности, самостоятельному мышлению.
? Используйте игру-труд как средство развития активности ребенка, стимулируйте их свободной инициативой деятельности.
? Учитывайте возможности и желания детей.
? Учите ребенка выполнять трудовое задание.
? Практикуйте в семье совместный труд детей и взрослых.
? Не нужно разговаривать с ним в повелительном тоне и приучать его к роли подчинённого.
? Усиливайте содержательный аспект труда.
? При организации труда детей учитывайте три уровня помощи, соответствующие трем
уровням ответственности.
? Нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у детей «было что делать», ребенок должен иметь постоянные обязанности.
? «Вкладывайте в труд всю свою душу», работайте с душой.
? Работу выполняйте, будучи в «хорошем расположении духа»!
? Соблюдайте рабочие правила инструкции и технику безопасности.
? Учите детей относиться с уважением, вниманием, доброжелательностью к окружающим
? в труде должны присутствовать приятные эмоции. Нельзя приучать его к труду используя физическую силу. Чаще хвалите его за труды при ваших гостях и друзьях.
? Выполняйте работу качественно, проявляйте усердие к труду и работе.
? Не стесняйтесь принимать помощь от других, если в этом есть необходимость.
Если в вашей семье девочка…
1 Начинайте с малого! Лучше начинать с прекрасного, например, с разведения цветов в доме. Пусть это будет заботой дочери (составление композиций, цветы на балконе, клумбе
2 Постепенность. Нельзя сразу же добиться результатов, не проявляя терпения, мудрости, настойчивости. Даже если сгорел пирог — не ругайте дочь и не гоните ее с кухни.
Помогите исправить положение. Пусть под вашим руководством дочь приготовит обед.3 Поддерживайте интерес, инициативу!
4 Используйте методы поощрения, похвалу! Ваша дочь должна чувствовать вашу поддержку.
5 Соблюдайте меру во всем!
6 Не опускайте руки! Если у дочери не все обстоит гладко, не теряйте надежды сами и не гасите веры дочери в свои силы. Помогите ей.
7 Помните о традициях! Они имеются у каждого народа, но общее у всех народов в том, что мать передает своей дочери все то, что умеет сама: учит рукоделию, умению вести домашнее хозяйство, создавать уют, поддерживать «огонь в домашнем очаге» и т. п.
Если в вашей семье мальчик…
То, быть может ему понравится работа с деревом, выполняя которую он будет радоваться своими достижениями. Помимо этого у него будут в раннем детстве развиваться художественные и эстетические наклонности.
Понятно, что он не сможет сделать все как надо. Не стоит за это его наказывать. Просто постепенно увеличивайте нагрузку и мягко поправляйте его. Очень важно научить свое чадо выполнять все качественно и хорошо, а то у него может развиться привычка, делать работу как попало. В противном же случае это только усложнит его дальнейшую жизнь.
Стоит отметить, что привлекая ребенка к труду, развивается ряд таких жизненно необходимых качеств, как: творческое воображение, коммуникабельность, инициативность, терпеливость, старание и многие другие. В дошкольные годы особенно хорошо формируются такие качества, как настойчивость в достижении цели, эмоционально-положительное отношение к труду, аккуратность, умение доводить начатое до конца, осознание цели деятельности и старательность.