По мнению психологов, самым важным периодом в жизни ребенка является возраст от 4 до 5 лет, его также принято называть средним дошкольным. В этот момент происходит активное развитие детского организма, формируется характер и различные способности.
Физическое развитие. На пятом году жизни уже движения ребёнка более скоординированы, он легче держит равновесие. Все его действия становятся более уверенными, малыш становится быстрым, ловким, нуждается в постоянном движении. Физиология детей этого возраста требует от взрослых внимания к осанке ребенка, дозирования нагрузок, чередования их с отдыхом.
Основные физиологические особенности ребенка пятого года жизни:
— быстрый, но неравномерный рост мышечной массы, что приводит к быстрой утомляемости;
— гибкость, поскольку окостенение скелета еще не завершено (поэтому силовых упражнений следует избегать);
— увеличивается объем легких, брюшной тип дыхания уступает место грудному, из-за чего потребность в кислороде у детей этого возраста резко возрастает;
— повышается чувствительность к резким звукам и сильному шуму.
Психическое развитие ребенка. В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем повлияют на процесс обучения в школе.
Мышление ребенка этого возраста – наглядно-образное, причем на первом месте по-прежнему стоит наглядность, поэтому его действия, в том числе мыслительные, отличаются практическим характером. Лишь к концу пятого года мышление постепенно перейдет в словесно-логическое, построенное на логическом рассуждении. Ребенок освоит сложные умственные операции обобщения, сравнения, анализа, синтеза, классификации, сможет делать логические выводы. Это будет говорить не только об уровне общего развития, но и о степени готовности ребенка к обучению в школе.
Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Хотя память еще непроизвольна, именно на пятом году ребенок склонен запоминать множество самых разных вещей с такой интенсивностью, которой он уже не достигнет в последующие годы.
Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности.
Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в игре, возрастает. В этом возрасте дети больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Появляются тематические ролевые игры. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха. Во время игр малыши развивают способности взаимодействия, проявляя всю гамму эмоций: ссорятся, мирятся, помогают, ревнуют, дружат.
На пятом году жизни у ребенка активно развиваются творческие способности и воображение. Малыши часто живут в придуманном мире, где они играют главную роль, побеждают зло, обладают силой, добиваются признания своих достижений, которые недостаточно реализованы в реальности. Появляется интерес к изобразительной деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения.
В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения. Развивается связная речь. Речевые возможности позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого.
Первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Круг отношений только внутри семьи для ребенка окончательно разрывается. Дошкольник все больше погружается в мир сверстников, все больше нуждается не только в их внимании, но и в одобрении, поддержке, уважении. Дети пятилетнего возраста не просто играют вместе – они делятся впечатлениями о произошедших событиях, покупках, о том, как прошел их день. Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего. Поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться. В детской группе начинают возникать конкуренция и первые лидеры.
Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений. Дошкольнику этого возраста интересно все на свете. Он задает самые разнообразные вопросы и ждет полных ответов от взрослых. Если в этот момент он не будет удовлетворять потребность в такой информации, у него может навсегда пропасть тяга к познанию!
В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать. Именно в этот период дошкольники становятся очень чувствительными и ранимыми, испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными.
Одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ. В этом возрасте он боится потерять любовь и внимание взрослых. Это проявляется в том, что у ребенка могут возникать различные фобии — он отказывается засыпать один, боится темноты и замкнутого пространства. Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4–5 лет. Важно помнить, что это всего лишь временные трудности, которые уйдут сами, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях.
Итак, на пятом году жизни все сферы развития маленького человека в большей части зависят от психологических особенностей. Именно такие психологические аспекты, как любовь, забота, понимание, ощущение собственной ценности, авторитета у сверстников, чувство гармонии и благополучия, уверенность в своих силах – определяют то, насколько успешным вырастет ребёнок.
Поэтому, родителям важно обеспечить своему малышу необходимые психологические условия для закладки фундамента успешной личности:

 В семье оптимизируйте количество необходимых для выполнения законов, правил, а главное – запретов. Если их будет слишком много, ребенок не сможет все усвоить и начнет открыто протестовать.
 Контролируйте свою реакцию, если ребенок справедливо обиделся. Не срывайтесь на малыша, не раньте его психику. Умейте признавать перед ним свою неправоту и просить прощения. Помните: он учится на вашем примере.
 Делитесь с малышом собственными чувствами. Это научит его понимать не только вас, но и окружающих.
 Анализируйте с ребенком все межличностные конфликты, в которые он попадает в детском коллективе.
 Чрезмерно не давите на совесть малыша. Постоянное чувство вины может привести к неуверенности, замкнутости, страхам, комплексам.
 Ограждайте от разговоров или фильмов, повествующих о страшных историях, не говорить с ним о смерти, тяжелых болезнях. С его уровнем развития фантазии это только навредит. Ваше пристальное внимание и забота помогут ему преодолеть страхи и неуверенность в себе. Больше общайтесь с ребенком, вызывайте у него разнообразные положительные эмоции. Общайтесь с ним на равных, ребенок это очень ценит. Хорошее воздействие на психологическое развитие ребенка оказывают ежедневные спокойные прогулки перед сном.
 Интересуйтесь всяческими проявлениями творчества ребенка, хвалить его за успехи, но не ругайте, не критикуйте и не укоряйте за неудачи. Помогайте ему, поддерживайте.
 Старайтесь всегда отвечать на вопросы ребенка. Подогревайте в нем тягу к познанию. Показывайте, что вам важно его мнение.
 Окружите активной речевой средой – проговаривайте с ним все, что происходит или планируется, обсуждайте его чувства, впечатления. Добавьте эмоции: хвалите, радуйтесь вместе с ребенком, восхищайтесь его достижениями. Ведь речь – главный инструмент человеческой коммуникации, показатель зрелости мышления, уровня развития интеллекта, готовности к общению с окружающими.
 Больше читайте ребенку, это способствует развитию речи. К тому же, обычная сказка сейчас помогает ребенку найти решение многих его насущных психологических проблем, предлагая систему образов, среди которых малыш выбирает более импонирующие. Он учится различать добро и зло, быть положительным.
 Закладывайте нравственные качества, развивайте в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду.
 Развивайте координацию мелких движений, подготавливайте руку ребенка к письму. В четыре года ребенок уже более-менее уверенно держит в руках карандаш, рисует разные знакомые ему предметы. Поэтому, учим малыша нанизывать крупные бусины на нить; проводить линии без отрыва карандаша от бумаги; штриховать рисунок прямыми линиями, не выходя за границу; обводить по контуру различные предметы. Ребенку полезно давать раскрашивать познавательные картинки: овощи, фрукты, животных, транспорт, профессии людей, не выходя за край рисунка.
 Обеспечьте максимальное игровое пространство. Разрешайте малышу много играть со сверстниками, играйте с ним дома, решайте сложные проблемы и занимайтесь домашними делами в игровой форме.
В этом возрасте недостатки воспитания могут привести к тому, что вредные привычки или черты характера ребенка закрепятся на всю дальнейшую жизнь, исправить это будет очень сложно. Поэтому, правильно реагируйте на поведение ребенка, своевременно «гасите» все «горячие точки». Прививайте ему нормы и правила поведения, чтобы избегать конфликтов и непослушания.
Не забывайте о том, что именно семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь. Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых. В этом возрастном периоде ребенок все еще ориентируется на подражание взрослым, он копирует их действия, манеру поведения, повторяет слова и выражения и даже интонацию в речи. Поэтому необходимо тщательно следить не только за тем, как вы общаетесь с ребенком, но и с окружающими.
Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом дошкольника и ролями взрослых в семье. Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь. Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным.
Возраст 4–5 лет – пограничный между кризисом 3 лет и подготовкой к обучению в школе. От того, как пройдет этот период, во многом будет зависеть и успешность ребенка в освоении навыков, необходимых для обучения.
Следует помнить, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

Луковникова Н.И