Учебная программа требует, чтобы ребёнок, который приходит в 1-й класс, уже умел хотя бы немного управляться с ручкой. Письмо для дошкольника и младшего школьника — дело довольно энергозатратное.

На что нужно обратить внимание, обучая ребенка писать.

Для становления руки необходимо, чтобы у малыша была развита мелкая моторика. В «группе риска» находятся дети, которые не любят вырезать, лепить, работать с бумагой, плохо манипулируют с мелкими деталями.

Для развития координации руки необходимо включать как можно больше упражнений, где малыш взаимодействует с предметами разной величины, плотности, делать аппликации, нанизывать бусины.

Как понять, что у ребёнка намечаются проблемы с почерком.

О проблемах, которые могут возникнуть у ребёнка при формировании почерка, могут говорить несколько «знаков»:

  1. Гипертонус или гипотонус в руке — малыш слишком давит на карандаш или ручку при рисовании и письме или, наоборот, делает это слишком слабо. На рисунках таких детей есть «дрожащая» линия и отчётливо виден тремор руки; видно, где ребёнок давил изо всех сил, а где устал и нажим был слабым.
  2. Макро- и микрография- когда ребёнок утомляется, он начинает писать некоторые элементы очень большими или совсем маленькими. Макро- и микрография обычно говорит о том, что у малыша слабо развиты пространственные функции мозга.

Если ребёнок ещё не пишет, то понять, насколько у него сформированы эти функции и зрительное восприятие, можно по рисункам.

Если в дошкольном возрасте (где-то до 5 лет) ребёнок сильно не соблюдает пространственные координаты (например, рисует человека и дом одинакового размера), то у него есть проблемы.

  1. Неумение держать строчку и отзеркаливание букв — еще один сигнал к беспокойству родителей — ребёнок, который не умеет держать строку и зеркалит буквы. Для малыша каждая буква — это целый космос из нескольких элементов, которые по-разному располагаются в пространстве.

Тем не менее, отзеркаливание и неумение держать строку, допустимо у дошкольников и у детей до второго полугодия первого класса. Но лучше не ждать, когда это станет систематической ошибкой.

В противном случае на почерке это скажется следующим образом: ребенок будет соскальзывать со строки, писать неравномерно (то широко, то узко) с неправильным наклоном, не сможет чувствовать строку.

  1. Неправильно держит ручку — постановка руки очень важна. Если ребёнок держит ручку неправильно, на 80% почерк испортится. В 1 классе, когда нужно за весь урок написать 1-2 слова, он справится. Но в 3-м и 4-м классах, когда вырастет объем письменных работ, темп письма должен быть увеличен — при неправильной постановке рука будет быстро уставать и почерк испортится.

Что со всем этим делать?

  1. Если ребёнок не видит строку, нужно сделать её границы осязаемыми и обвести строку красной ручкой.
  2. При коррекции пространственного фактора учите малыша ориентироваться сначала на листе бумаги, потом на строке, в клеточке. Для этого лучше подойдут тетради в крупную клетку, с широкой строкой или специальные тетради для постановки и коррекции почерка.
  3. Подбирайте правильные средства для письма.

Не подходит: карандаш, фломастер, гелевая ручка.

Выбирайте шариковую ручку нормальной толщины (чтобы ребёнку было удобно обхватить её пальчиками) с резиновым наконечником.

  1. Учите писать правильно, а не как удобно ребёнку. Начинайте с печатных букв. Писать правильно: сверху вниз, слева направо.
  2. Предлагайте малышу штриховки, раскраски, вырезалки, дорисовать элементы в строке с закрытыми глазами так, чтобы он не вылез за границы строки.
  3. Делайте массаж рук, укрепляйте мышцы рук с помощью гимнастики и эспандера.

Важное замечание: не надо заставлять ребёнка делать что-то насильно.

Если видите, что он быстро утомляется, — закрываете тетрадку, обращаетесь к другой деятельности. Всё должно происходить плавно, постепенно, главное — не висеть над малышом коршуном.